ВЕСЕЛО́ВСКИЙ Ал-др Ник. (1838-1906) - филолог, историк лит-ры, фольклорист. Брат Ал. Н. Веселовского. Окончил Моск. ун-т, б. ч. жизни - проф. Петерб. ун-та, академик (1880), почти 30 лет возглавлял отд-ние рус. яз. и словесности АН. Науч. интересы В. отличались энциклопедич. разнообразием: теория и история фольклора и мифологии народов мира ("Заметки и сомнения о сравнит. изучении ср.-век. эпоса", 1868; "Сравнительная мифология и ее метод", 1873; "Опыты по истории развития христ. легенды", 1875-77; "Сказки об Иване Грозном", 1876; "Разыскания в обл. русского духовного стиха", 1879-91; "Южнорус. былины", 1881-84; "История эпоса", курс лекций, 1884-86; "Новые иссл. о французском эпосе", 1885; "Поэтика сюжетов", "Три главы из историч. поэтики", 1891), ср.-век. словесность ("Из истории лит. общения Востока и Запада. Слав. сказания о Соломоне и Китоврасе и зап. легенды о Морольфе и Мерлине", 1872; "Из истории романа и повести", 1886-88), лит-ра Возрождения и нового времени ("Данте и символич. поэзия католичества", 1866; "Вилла Альберти. Новые мат-лы для характеристики лит. и обществ. перелома в итал. жизни 14-15 столетий", 1870; "Рабле и его роман. Опыт генетич. объяснения", 1878; "Боккаччо, его среда и сверстники", 1893; перевод "Декамерона", 1891-92; "Петрарка в поэтич. исповеди Canzoniere", 1905; "Пушкин - нац. поэт", 1899; "В. А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения", 1904), теория лит-ры и поэтика ("О методах и задачах истории лит-ры как науки", 1870; "Введение в историч. поэтику", 1893; "Психологич. параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля", 1898, и др., вошедшие в кн. "Ист. поэтика"). Труды В., убежденного сторонника идеи закономерности ист. процесса, в целом основывались на широком применении сравнит.-ист. метода, в разработку к-рого он внес приниципиально новые положения: изучение заимствований через применение теории "основ" (самостоят. дух развития народа) и "встречных течений" (внутр. условий для усвоения и переработки "чужого"), через объяснение сходных явлений и совпадений единством ист. и культ. развития народов, через признание важной роли типологич. схождений и возможности самозарождения сходных мотивов и образов.